Сколько лет городу Мурино?

     Мурино — молодой, стремительно растущий город Ленинградской области. Статус городского поселения получил 27 марта 2019 года. В том же году, имея богатую многовековую историю, он отметил свой 270-летний юбилей.

 

     Ещё в XVII веке на Шведских картах этой местности встречалось схожее, с ныне существующим, название. После окончания северной войны в 1721 году территория окончательно закрепилась за Российской Империей. Первое русскоязычное упоминание поселения на карте Ингерманландии, датируется 1727 годом. В первой половине XVIII века эти земли сменили нескольких владельцев, которые не уделяли им должного внимания. Наконец 6 июня 1749 года баронесса Настасья Ивановна Поспелова (в девичестве Дмитриева-Мамонова) полученную в наследство от отца деревню с проживающими в ней людьми и прилегающей местностью, в размере 1325 десятин, продала за 1000 рублей графу Роману Илларионовичу Воронцову. Данную дату можно условно считать днём рождения Мурино. С этого времени, вплоть до революции 1917 года, оно стало неразрывно связано с графским родом Воронцовых и получило своё дальнейшее развитие.

 

     На купленных землях Роман Илларионович построил водочный завод, начал возведение господского дома. Его наследник — Александр Романович, продолжил воплощать начатое отцом, сделав имение своей летней резиденцией. В это время Мурино переживало свой расцвет. На территории усадьбы были разбиты фруктовые сады с теплицами и оранжереями, вырыты пруды и каналы. В 1790 году была построена и освещена церковь Святой Великомученицы Екатерины, сохранившаяся до нашего времени. В 1843 году, почти на два десятилетия раньше чем в остальной России, здесь было отменено крепостное право. В 1867 году Мурино стало центром одноимённой волости. Всё это время имение было излюбленным местом отдыха Петербургских дачников. Графский род Воронцовых способствовал становлению и развитию Мурино, и поэтому не случайно 1749 год стал началом отсчёта возраста поселения.

Почему станция метро и железнодорожная платформа в Мурино носят название «Девяткино»?

     Выходя из вагона метро красной ветки на конечной станции «Девяткино» мы оказываемся в городе Мурино  Ленинградской области. Это первая в стране станция метрополитена, построенная в сельской местности и единственная, находящаяся за пределами северной столицы. Открытая в декабре 1978 года получила название «Комсомольская», в честь 60-летия Ленинского комсомола. После распада СССР в 1992 году переименована в «Девяткино» по названию, находящейся по соседству, железнодорожной платформы. При строительстве пересадочного узла пришлось переносить железнодорожные пути так, чтобы станция метрополитена оказалась между ними. По такому проекту высадка и посадка пассажиров метро и электропоездов попутного направления происходят на одной платформе, разделённой только турникетами, без всевозможных переходов. Было бы нелогично присваивать им разные названия.

 

     Объяснение тому, как ж.д. платформа в Мурино получила название «Девяткино» было найдено в справочнике «Железнодорожные станции СССР». При строительстве железной дороги Петроград – Хийтола в 1917 году рядом с деревней Мурино на однопутном перегоне был организован разъезд, получивший одноимённое с населённым пунктом название. Спустя некоторое время выяснилось, что в районе озера Байкал, Транссибирской магистрали, такое название станции уже существует. По правилам железных дорог, во избежание путаницы, одноимённых объектов такого типа быть не должно. В 1923 году ж.д. станция «Мурино» переименована в «Девяткино».

 

     В 1971 году в нескольких километрах от села Мурино, в направлении Финляндского вокзала, ввели в эксплуатацию железнодорожный остановочный пункт «Мурино». (По правилам железных дорог пункты, служащие только для посадки и высадки пассажиров, на разных участках ж.д., могут носить одинаковые названия).

Мурино – первый город в Ленинградской области, для которого разработают собственный дизайн-код городской среды.

     Первый дизайн-код в России был создан студией Артемия Лебедева в 2014 году для исторического центра Москвы. Впоследствии это новшество успешно применили в более чем 20-ти населённых пунктах страны. Первым городом в Ленинградской области, для которого разработают дизайн-код, будет Мурино. Инициаторы этого проекта — центр компетенций Ленинградской области совместно с администрацией муниципального образования «Муринское городское поселение». Координатором экспертного совета является  советник ректора Университета ИТМО по урбанистике Михаил Климовский. Презентация, в которой приняли участие архитекторы, дизайнеры, социологи, предприниматели и жители Мурино, прошла 26 ноября 2020 года в Академии Цифровых технологий Санкт-Петербурга.

   

     Дизайн-код – это набор правил, требований и рекомендаций по вопросам формирования комфортной городской среды. В документе пропишут требования к размещению, оформлению и подсветке коммерческих вывесок и рекламных конструкций, адресных табличек и навигационных указателей, остановок общественного транспорта, велопарковок, уличного освещения и многое другое. Будет разработан каталог типовой городской мебели, включая типы малых архитектурных форм, скамеек, урн, ограждений,  детского и спортивного оборудования. Задача проекта – создать уникальный облик Мурино, повысить уровень комфорта, снизить визуальный шум и сделать окружающую среду более приятной зрительному восприятию. После принятия, документ станет обязательным к исполнению.

     

     Мероприятия по внедрению дизайн-кода проводятся в несколько этапов. На начальном этапе реализовано комплексное исследование состояния городской среды, над ним работали специалисты в области социологии, архитектуры, дизайна, ландшафтной архитектуры и дендрологии. В рамках следующего этапа в данное время проходят сессии по созданию пакета проектной документации с участием жителей Мурино, представителей бизнеса и экспертов. Завершающим этапом станет разработка и последующее принятие Правил благоустройства.

 Будем следить за реализацией проекта и надеяться, что он позволит сделать город Мурино более комфортным для проживания.

Жители Мурино выступают против строительства ресторанного молла на бульваре Менделеева.

     11 февраля в очередной раз была предпринята попытка огородить территорию под строительство ресторанного молла на бульваре Менделеева в Мурино. Очередная попытка для застройщика закончилась неудачей. Эта история началась ещё в 2013 году, когда строительная компания «Мавис» приступила к возведению жилого комплекса «Виктория».  На территории, находившейся в частной собственности застройщика, предназначенной для зоны зелёных насаждений общего пользования, было получено разрешение на строительство ресторанного молла. Законом не запрещалось на этом участке размещение объекта общественного питания. Проектом предполагалось строительство шести павильонов. Строительная компания возвела два строения и фундаменты для остальных, которые сейчас скрываются под газонами. В построенных объектах разместились различные магазины и салоны сотовой связи, что не соответствовало первоначальному назначению,  для разгрузки товара автомобили парковали  на проезжей части вблизи пешеходных переходов, что затрудняло движение транспорта и пешеходов. Местные жители выступили против продолжения строительства, а многие — за снос уже существующих. 

 

     Микрорайон Западное Мурино стремительно развивался и плотно застраивался, каждый клочок рекреационной зоны становился для муринцев на вес золота. Бульвар преобразился, появились зелёные газоны, высадили красивые клёны, установили памятник «Сон Менделеева», который стал визитной карточкой района. После ввода в эксплуатацию жилого комплекса и дорожной сети участок общего пользования, где по плану должна располагаться зона зелёных насаждений, должен был перейти к муниципалитету, но остался в собственности строительной компании. Застройщик, под разными предлогами, например, возведения почтового отделения, несколько раз пытался возобновить строительство. Но волна возмущения граждан возрастала, продолжились пикеты. На стороне активистов выступили администрация района и местные депутаты. Начались судебные споры по поводу законности строительства, после чего копания «Мавис» продала проблемный участок.

 

     Земля поменяла несколько собственников и в ноябре 2020 года была приобретена компанией «Рента Инвест». Глава ГК «Рента» Артём Гудченко анонсировал строительство торгового павильона площадью 1200 м, где планируется разместить около 50-ти мини-ресторанов в формате стрит-фуда. 25 декабря 2020-го и 11 февраля этого года, новый собственник предпринял попытки возвести бетонное ограждение вокруг своей территории, но неравнодушные люди снова вышли на улицу против техники и в очередной раз помешали  этому. Жители выступают против строительства очередных ларьков, называя их «шаверматорием». Этот участок земли является лакомым куском для коммерции, ежедневно здесь проходит огромное количество людей, следуя к станции метро и обратно. Недостатка в предприятиях общепита в этом месте не наблюдается, рядом находятся «Макдональдс», «KFC», «Токио City» и множество пекарен. Противостояние между застройщиком и местными жителями поддерживаемыми администрацией продолжаются в судах и на улицах.

Развитие транспортной инфраструктуры микрорайона Западное Мурино.

     Западная часть города Мурино стремительно развивается. Сдаются новые жилые комплексы, растёт количество жителей, а соответственно и автомобилей. Ещё 4 года назад единственным выездом, соединяющим новый район с Санкт-Петербургом, являлась «безымянная» двухполосная дорога, которая упиралась в Шоссейную улицу, ведущую из посёлка Бугры к проспекту Культуры. Приоритет проезда перекрёстка  был у водителей Бугров, поэтому муринские автомобилисты простаивали в километровых пробках. В мае 2017 года на проблемном пересечении установили светофор, который в несколько раз снизил время выезда из Западного Мурино, но вызвал бурю возмущений у жителей Бугровского поселения. В октябре того же года ввели в эксплуатацию долгожданный «прокол» под кольцевой автодорогой, связавший западную часть с Верхней улицей и удобным выездом на КАД. Данный проезд разделил транспортные потоки и в два раза сократил время въезда-выезда из Мурино.

     Микрорайон Западное Мурино продолжал расти и вскоре двух дорог стало катастрофически не хватать. В утренние и вечерни часы обе магистрали замирали в единой пробке. В сентябре 2020 года было запущено движение по четырём съездам-выездам и по части кругового перекрёстка новой развязки с кольцевой автодорогой. Пропускная способность составляет до 20 тысяч машин в сутки. Запуск объекта позволил снять острую проблему, связанную с выездом из Западного Мурино в часы пик.   Работы по строительству остальной части «кольца» продолжаются.